Визитная карточка

  В современной ситуации в образовании ФГОСы явились мощными мотиваторами учителя на поиск новых форм работы с учащимися, т. к. ищущему педагогу стало понятно, что традиционными методами, используемыми в школе, трудно достичь результатов, которые обозначили стандарты второго поколения. Нельзя не отметить растущие потребности  в методической поддержке внедрения новых подходов к изучению русского языка как родного, неродного, иностранного, базирующиеся на комплексном освоении русского языка и русской культуры.

  В настоящее время повышению качества преподавания русского языка уделяется значительной внимание в рамках политики Российской Федерации. Владение русским языком гражданами страны рассматривается как одна из важных основ формирования русской национальной и российской общегражданской идентичности, укрепления социальной солидарности и устойчивости российского общества. Русский язык является также важным средством продвижения и популяризации достижений российской культуры, формирования позитивного образа России в мире.

  УМК "Лингвистическая Вернадовка" позволяет интегрировать в процесс преподавания русского языка образовательный контент, который знакомит обучающихся с достижениями и открытиями Владимира Ивановича Вернадского, оставившего значимый след в прогрессе человеческой цивилизации. Материал в виде текстов научно-популярного характера в сочетании с иными форматами представления информации (иллюстрации, графики, таблицы, схемы, карты, аудиовизуальные материалы) и снабженный системой современных дидактических заданий в педагогически дозированном масштабе может использоваться как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности по русскому языку.

   ЦОР «Лингвистическая Вернадовка» создан в рамках Всероссийского конкурса методических разработок, посвящённых национальным традициям и семейным ценностям, сохранению историко-культурной среды и языков Российской Федерации, является опытом использования учебно-методического обеспечения, ориентированного на комплексное ознакомление и освоение особенностей русского языка и русской культуры.

  Приглашаем всех в "Лингвистическую Вернадовку". Что это? Где это? В Тамбовской области есть Вернадовка - музей-усадьба Владимира Ивановича Вернадского, великого ученого, мыслителя, общественного деятеля.  А вот "Лингвистической Вернадовки" на географической карте нет! Да, вы правы. Но она есть в виртуальном пространстве нашего сайта.

   Цель онлайн-контента: включение обучающихся в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры через систему интерактивных заданий, направленных на организацию работы учащихся в процессе изучения научной деятельности В.И.Вернадского.

    Целевая аудитория: 8-9 классы

    Покажите нам человека, который не любит путешествовать... Это одно из тех занятий, которое интересно практически всем. Кстати, для того чтобы начать путешествовать, надо не так уж и много - всего лишь немного свободного времени и жажда познания этого огромного мира.

 "Лингвистическая Вернадовка" - это мозаика цифровых образовательных ресурсов в поддержку использования учебно-методического обеспечения, ориентированного на комплексное ознакомление и освоение особенностей русского языка и русской культуры, в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного. Авторская система интерактивных заданий  направлена на организацию работы учащихся в процессе изучения  темы "В.И.Вернадский", нашедшей отражение в  представленном на сайте учебно-методическом  обеспечении.

   12 марта 2021 года исполнилось 158 лет со дня рождения выдающегося российского ученого Владимира Ивановича Вернадского. Его современниками были многие известные люди – химики, географы, биологи, мыслители. Имена многих вошли в историю науки. Но когда мы вспоминаем о Вернадском, то говорим не об истории, а о насущнейших проблемах современности; о том, что Владимир Иванович сочетал в себе свойства исследователя и мыслителя. Чем полнее и целостнее мы пытаемся охватить его научное творчество, тем всё более убеждаемся в необходимости выделения нескольких руководящих идей, которые прослеживаются во все периоды жизни естествоиспытателя и мыслителя. Удивительной, богатой событиями была и жизнь учёного.

  Актуальность работы состоит в том, что наиболее адек­ватно отражают концептуальные образова­тельные установки педагогические модели, по­строенные на основе учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. В.И.Вернадский опередивший не только свое, но и наше время, оста­вивший нам в наследие более 600 фундаменталь­ных научных работ, принявший участие в откры­тии более 20 научных учреждений, внесший ис­торический клад в развитие науки от атома до Космоса, пока недостаточно оценен для образо­вания.

Какая удивительная сила!

Размах у русских гениев какой!

Сыны земли Тамбовской и России,

Вы вечно живы в памяти людской…

                                                    В.Т. Дорожкина, тамбовский поэт

   Имя Вернадского многое значит для Тамбовского края, который всегда ассоциируется в представлении россиян с бесконечными просторами плодородной земли, цветущими садами и экологически чистой продукцией. Но славен наш край еще и людьми. Более чем за три века он дал государству целую плеяду выдающихся личностей, среди которых немало всемирно известных имен литераторов, музыкантов, деятелей культуры, ученых и полководцев.

    Почётное место среди них занимает имя Владимира Ивановича Вернадского. На Тамбовских благодатных землях есть немало мест, связанных с жизнью учёного, его семьи и друзей. Это и его родовое имение Вернадовка, и город Моршанск, где Владимир Иванович работал в уездном земстве, и город Тамбов, где он был уездным гласным от Моршанского уезда. Именно здесь Вернадский на практике постигал устройство и быт российской глубинки, работу земского самоуправления, вопросы культуры и просвещения крестьянских масс. 

   В течение 25 лет В. И. Вернадский был тесно связан с Тамбовщиной. Связь В.И. Вернадского с Тамбовщиной не является формальной. Тамбовский период его жизни не менее значим, чем петербургский или московский. Именно в своём родовом имении Вернадовка, с которым связано более 30 лет его жизни, зарождались и оформлялись идеи будущих учений и концепций.

    Уверены, созданные с помощью виртуальных инструментов задания разнообразных форматов (презентации, флеш-игры, тестовые задания, материалы для работы с несплошным тестом, поэтические минутки, облака слов, упражнения на развитие функциональной грамотности) помогут учащимся не только сделать свои лингвистические открытия, но и проникнуться чувством гордости за достижения наших соотечественников и причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений.

   УМК "Лингвистическая Вернадовка" содержит ЦОРы, рассказывающие о научной деятельности В.И.Вернадского. Ресурсы виртуальной площадки помогут продемонстрировать авторские учебные и методические разработки, направленные на повышение эффективности преподавания русского языка с использованием учебно-методического обеспечения, и включить обучающихся в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры.

   Практическая значимость состоит в том, что материалы сайта «Лингвистическая Вернадовка» можно использовать как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности по русскому языку. Данный сетевой ресурс находится в открытом доступе, идёт пополнение виртуального контента новыми творческими работами, что определяет векторы диссеминации опыта и перспективы использования созданных в рамках конкурса интерактивных материалов.

  Сайт «Лингвистическая Вернадовка» (https://vernadsky2020.jimdofree.com/) представлен в виде учебных модулей: «Биографический», «Научный», «Краеведческий», «Литературный», «Музейный», «Экспериментальный», "Школьная лингвистическая страна". Разнообразие форматов и направленности заданий, созданных с помощью сервисов Web2.0, является эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создаёт условия для построения индивидуальных образовательных траекторий, прививает потребность к чтению и стремление получать максимальное количество информации из прочитанного текста. Мозаика цифровых ресурсов позволит организовать работу с обучающимися по формированию навыков и умений читательской грамотности на основе работы с текстами научно-популярной направленности, дефицит которых в целом наблюдается в школьной образовательной практике.

  Работа с несплошными текстами на уроках русского языка реализует коммуникативно-деятельностный подход: текст является коммуникативной единицей, способной организовать дальнейшую деятельность индивида. Способности к ней формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учащиеся ориентируются на чтение текста с целью максимального извлечения информации, умения выражать свою точку зрения и сравнивать её с другими, составлять и задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и исследовать и сделать соответствующие выводы.

   Краеведческий материал поможет сделать занятия яркими, запоминающимися. Эмоциональный настрой таких уроков очень высок. Изучение страниц истории родного края открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений.

   Сопровождением ЦОРов являются методические навигаторы, которые помогут учителю определить вектор использования веб-продуктов. А вплести их в канву конкретного урока в соответствии с намеченными целями - посильная задача современного творческого учителя.

   Апробацией материалов стало использование флеш-ресурсов сайта «Лингвистическая Вернадовка» на уроках русского языка и родного (русского) языка учителями-словесниками Сосновской СОШ №2. На странице «Экспериментальный модуль» оформлен творческий отчёт о диссеминации опыта работы в данном направлении: размещены технологические карты уроков с применением ЦОРов, рассказывающих о Вернадском, и фотографии с уроков.

   13 октября 2021 года на базе центра образования «Точка роста» была организована презентационная площадка виртуального проекта «Лингвистическая Вернадовка», которая объединила творческих и увлечённых педагогов и учащихся.

  Лингвистическая Вернадовка… Какая она? Интерактивная, интересная, полезная. Формат виртуальной медиатеки определяет перспективные направления доработки и использования в образовательной деятельности ЦОРов за счёт методических наработок учителей-практиков с целью дальнейшего совершенствования учебно-методического обеспечения. Ресурсы сайта можно использовать в режиме онлайн на уроках и при организации дистанционного обучения, материалы можно скачать и распечатать, а также с помощью кода или ссылки разместить в любом интерактивном поле. Возможность комментирования на страницах сайта позволит организовать диалог с коллегами  и обсудить ресурсно-методический потенциал виртуальных инструментов.

  Таким образом, ресурсы учебного онлайн-контента «Лингвистическая Вернадовка», построенные на основе современных информационных технологий, способствуют комплексному освоению обучающимися особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в урочной и внеурочной деятельности.